Краска водно дисперсионная, что это?

ВДК

Временный детский коллектив — группа /малая/ подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. Специфические особенности ВДК: общность, автономность /от влияния прежнего социума/; интенсивность всех видов деятельности /в т.ч. общения/; краткосрочность существования /зимой ~12 дней; летом до ~24 дней/. Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней. Психологические состояния ВДК: адаптивное, высокой напряженности отношений, конфликтности. В своем развитии может пройти стадии: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам ВДК относятся: руководства и лидерства; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; самоуправляемость; разбивка на референтные группы прим.1 и т.д.

Стадии развития детского временного коллектива

Группа на пути продвижения к коллективуприм.2 обычно проходит ряд этапов, включающих не только прогрессивные изменения ее психологии, но и своеобразные кризисы. Например, существует такая зависимость: всякая группа на пути своего развития как коллектив обязательно проходит через период временного спада.

В самом начале развития группы наблюдается, как правило, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом. Вначале эти взаимоотношения строятся почти исключительно на эмоционально непосредственной основе. Новизна ситуации, первые благоприятные впечатления членов ВДК друг о друге создают у них эмоционально положительный настрой, который отражается в показателях психологического климата. Детям все интересно, все хочется делать, со всеми дружить.

Затем ВДК включается в совместную деятельность, и новый, более разносторонний опыт общения друг с другом, получаемый членами ВДК в процессе их совместной деятельности, обнаруживает, что у каждого есть не только достоинства, которые были более заметны вначале, но и недостатки.

Известно, что первые впечатления очень сильны и надолго остаются в памяти. Очень важно, поэтому, в самом начале закладывания отношений в ВДК установить самые элементарные правила: соблюдение режима дня, соблюдение законов лагеря и ВДК, поддержание порядка одежды и обуви и т.п.. В дальнейшем дети будут действовать именно так, т.к. они выполняют данные действия подсознательно. Вам будет гораздо легче работать, когда уже с первых дней дети будут соблюдать правила.

Высокий эмоциональный уровень сменяется более или менее заметным спадом. Временный психологический спад в ВДК объясняется сложными внутренними процессами перестройки групповой психологии, в частности межличностных отношений, по мере продвижения детского обьединения к коллективу. Обнаружение этого факта, а также возникающие на основе такого знания трудности взаимопонимания снижают удовлетворенность, получаемую от общения друг с другом, и это сказывается на общем эмоциональном настрое группы. Он временно понижается, но способен вновь подняться, если в ходе совместной деятельности членами группы удастся преодолеть возникшие трудности межличностного характера.

Из-за того, что в ВДК отношения начинают перестраиваться возникают ситуации конфликта. Их не надо пугаться или ожидать с напряжением. Все это закономерно. Как могут выражаться эти ситуации.

Могут образовываться группы, которые противостоят друг другу:

  1. педагоги — дети;
  2. девочки- мальчики;
  3. девочки — девочки;
  4. группа с одними интересами — другой и т.п.

Эти конфликтные ситуации могут протекать как плавно, незаметно, так и очень бурно. В этой ситуации вам может пригодиться помощь психолога.

Первым предвестником возникновения конфликта является растерянность. В обычных коллективах этот этап идет от 2 до 4 недель. В ситуации лагеря это время значительно сокращается. В первую очередь, растерянность вызывается незнанием норм, правил и границ дозволенного. Именно поэтому, в самом начале совместной работы необходимо четко прописать правила и границы дозволенного во избежание возникновения конфликтов.

Второй симптом конфликта — раздражение. На этом этапе можно проговорить о причинах раздражения и дискомфорта, и ситуацию можно разрядить. Если этого не сделать, то человек уходит в глухую защиту, перестает проявлять активность, но при этом все еще питая подсознательные надежды на изменение. В течение этого времени все еще сохраняется позитивный настрой и на этой стадии все еще можно вывести конфликт в более нейтральное русло.

Первый симптом этого — демонстрация разочарования. После разочарования наступает фаза «это не мое дело» и попытки саботажа, что вызывает у воспитателя или вожатого агрессивную реакцию («тяжелая артиллерия»). В этой ситуации потребуется весь такт и все умение работать с критикой для того, чтобы спасти ситуацию, и перевести взаимодействие в конструктивное русло. Если этого не произошло, то наступает последний этап разворачивания конфликта в коллективе — «Не отдых а каторга». Для педагога остается только одно — довести смену до конца (и на собственных нервах).

Вслед за ним, если группе удается сохранить себя как общность и приобретенные ранее коллективистские качества, снова наблюдается подъем, который, однако, не достигает той высоты, на которой с точки зрения общей психологической настроенности коллектив находился вначале.

Путь движения разных групп к коллективу индивидуален, и каждая из них проходит его по-своему, включая период кризиса. Этот кризис может наступать в разные периоды существования группы, быть более или менее глубоким, преодолеваться с разной степенью успешности и в различные сроки. Но главное состоит в том — и на это мы обращаем внимание — что практически в каждой группе остаются свои внутренние проблемы, которые не позволяют ей подняться до уровня развития идеального коллектива.

Внутригрупповые процессы.

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей, от особенности группы. Отношения в группе постоянно меняются. Сначала, на исходном этапе, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относится друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаются в коллективистские.

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений — это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком могут совпадать и ли расходиться.

Самоуправление. Лидерство.

Управление группой, ее самоуправление, поведение отдельных членов ВДК обычно осуществляется и через официальных лиц — воспитателей или вожатых, и через неофициальных лиц, имеюших высокий статус среди ВДК, назовем их лидерами. Авторитет лидера в ВДК обычно не менее силен, чем мнение педагога.

Права, данные педагогу, не всегда достаточны, чтобы в любой вид деятельности побудить детей к деятельности. Очень важно при этом убеждать, а не приказывать.

Очень важно для педагога увидеть, кто в вашем ВДК является лидером. Постараться сделать так, чтобы стать с ним партнером. От этого многое зависит.

Типажи в структуре детского коллектива

  • Детский коллектив включает в себя ребят с различными личностными особенностями. В нем мы всегда можем выявить лидеров; они – опора руководителя коллектива. Важно, чтобы «лидер» не был формальным (искусственно назначенным взрослым), а был признан самими детьми. Выявить таких лидеров Вам помогут игры на лидерство.
  • В коллективе, кроме того, всегда будет «душа компании», человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело доверенное «душе компании» обречено на успех, все ребята готовы ему помочь. Только злоупотреблять этим не стоит.
  • В детском обществе может встретиться неявный лидер, как правило он не лидирует, но очень сильно влияет на ритмику детского коллектива – «серый кардинал». Желательно выявить таких ребят и использовать их способность,чтобы через них влиять на общий настрой всех детей.
  • «Аутсайдер» — ребенок не принятый коллективом – самая сложная ситуация, которая может сложиться. Она потребует от Вас всей деликатности и всего профессионализма. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары.

Технология развития коллектива

Коллектив – устойчивая во времени группа людей, успешно выполняющая свою общую основную деятельность, соответствующую социальным ценностям и нормам, способная обеспечить развитие каждому члену этой группы.

Основные характеристики: ответственность, открытость, нравственность, организованность, контактность, информированность, эффективность и пр.

4 стиля работы с группой

  1. Разящие стрелы. Жесткие приказания, требования и настаивание. Стиль эффективен с I по III стадии.
  2. Возвращающийся бумеранг. Требования должны совмещаться с мнениями детей (III –IV стадии)
  3. Снующий челнок. Стиль уговоров, просьб и компромиссов. Этот стиль нельзя использовать в качестве основного, а должен быть только вспомогательным.
  4. Плывущий плот — соглашающийся и уступчивый стиль. Малоэффективный, пользоваться им нежелательно.

Приемы создания детского коллектива:

  1. Знакомство. Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение. Свечка-знакомство («Расскажи мне о себе»)
  2. Формальное создание группы. Название отряда, эмблема, девиз, выбор командира и пр.
  3. Осознание принадлежности к группе (отряду). Место отряда (уголок), атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила.
  4. Сплочение и развитие коллектива. Игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД (коллективное творческое дело); Соревнование с другими отрядами; обсуждение жизни отряда (огоньки, или свечки, сборы)

Особенности создания коллектива:

  • Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно. Ребенок сегодня дружит с одним, а завтра уже с другим. Большое значение имеют яркая одежда, интересные игрушки, продукты, которые привезли родители, т.е. интересы ситуативны. При подготовке к какому-либо мероприятию детей лучше разбивать на группы по 4-6 человек и каждой группе желательно взрослого куратора. Так дети лучше услышат, поймут и подготовят мероприятие.
  • Средний возраст. Девочки и мальчики образуют две основные микрогруппы. Разнополые группы работают не очень эффективно, т.к. энергия уходит на выяснение отношений. Единый коллектив создать также сложно, но мотивом может служить общее дело при четком распределении обязанностей. В связи с разницей физического и психического развития девочек и мальчиков желательно создавать однополые подгруппы, работающие на единую цель. Хорошо работают и без кураторов.
  • Старший возраст. У ребят велика склонность к общению со сверстниками, к познанию себя и других, поэтому они гораздо охотнее готовы собраться отрядом, чтобы всем вместе посидеть, поговорить, сходить на костер, чем для участия в мероприятии. Хотя хорошо мотивируются на возможность победы в мероприятии, на то, что отряд самый лучший. Очень хорошо взаимодействуют друг с другом, появляются влюбленные парочки, однако если появляется изгой, дружно объединяются против него.

Кризисы развития коллектива

  • 3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).
  • 7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).
  • 9 день – Кризис нелюбви (свечка).
  • 13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).
  • 17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).
  • 19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).

Этапы развития коллектива.

Эти этапы проходит любой временный коллектив: дети в лагере, студенты в группе, люди на работе. Некоторые стадии затягиваются, а некоторые длятся бесконечно, но все же подходят под общие положения.

  1. Знакомство.
  2. Структурирование.
  3. Подтверждение или изменение структуры.
  4. Распад.

Начнем сначала.

  1. Знакомство.
    • Что происходит Процесс знакомства начинается с первых секунд, когда ребята только увидели друг друга. Как вы, наверное, замечали, не сказав, только что встреченному человеку, ни слова, он уже вызвал у вас симпатию или антипатию, а может даже, оставил вас безразличным. Так же и у ребят. Отношение формируется на основе прошлого опыта, внешней привлекательности и ассоциировании человека с собой или другими людьми, мнение о которых к этому моменту у ребенка сложилось.
    • Как помочь Из пословицы «встречают по одежке, а провожают по уму» можно сделать вывод, что первое мнение о человеке может быть ошибочным и поэтому наша (вожатых) задача создать условия, в которых ребята как можно больше бы узнали друг о друге. И очень важно, чтобы они стали друг другу интересны, не боялись открыться.
  2. Структурирование.
    • Что происходит Все дети, как и все люди разные и все претендуют в силу своих психофизиологических особенностей на различные роли в коллективе. Это редко происходит осознано, т.к. дети ещё не нашли себя и для них нахождение в коллективе очередная проба себя в определенной роли. На самом деле не все дети стремятся к лидерству и не всем это надо, поэтому почти каждый находит свое место в коллективе, главное, чтобы оно его устраивало.
    • Как помочь Во многих коллективах процесс структурирования так долго затягивается, что и говорить о том, что это коллектив не приходится. Примером может являться группа студентов, приходящих на занятия только для прослушивания лекций. Мы должны посредством игр и ряда заданий заставить ребят взаимодействовать друг с другом, чтобы в процессе взаимодействия они определили свои роли в данной группе людей. Очень важно, чтобы на этом этапе у ребят появились коллективные ценности, которые помогут направить развитие коллектива в нужное русло. И ещё важно помнить, что не вы выбираете среди ребят лидера, а они это делают сами. Вы можете только создать для этого условия и определить ценности, т.е., что такое хорошо и что такое плохо.
  3. Подтверждение или изменение структуры
    • Что происходит Даже если вам показалось, что лидерская структура вашего отряда сформирована — это еще не так. В процессе прохождения новых дел, которые предлагаете им вы, структура может меняться и этот процесс почти всегда бывает для ребят болезненный.
    • Как помочь Постарайтесь поддержать ребенка в сложной ситуации. Если у него что-то не получилось, и весь коллектив от него отвернулся, вы его последняя надежда. Старайтесь в этот период предложить ребятам как можно больше различных форм, чтобы каждый смог самоутвердиться в своей роли. Именно на этом этапе, детский коллектив проводит большую часть смены. Он наиболее благоприятен для их развития
  4. Распад.
    • Что происходит Как не больно, но приходит время, когда смена заканчивается и всем нам придется разъехаться. Происходит распад коллектива. Очень важно, чтоб этот распад был продиктован временем, а не желанием ребят. И в начале и в середине смены у ребят может произойти разочарование друг в друге и тогда распад произойдет раньше, чем это предполагалось, а этого нельзя допустить.
    • Как помочь Грамотно провести распад группы умеют лишь единицы и этому нужно уделить очень много внимания. Должны быть подведены итоги совместного существования, сказаны добрые слова, и ребенок, уезжая домой, должен увести с собой прекрасную сказку о море, о счастье, о дружбе, о любви, о том, что жизнь это большое радостное событие, а окружающие люди — это интереснейшая загадка, а ты (вожатый) — самый добрый, самый бескорыстный, самый человечный человек на свете.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

«От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

  1. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).
  2. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.
  3. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело
  4. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).
  5. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.

Типы организаторов

  • Художник Воздействует мимикой, речью, образами, картинами будущих достижений. Часто начинает со слов: «Представляете…»
  • Мыслитель Логически мыслит, прослеживается стройность в рассуждениях, стремится найти закономерности в работе. Внешние стороны отодвигаются на второй план. Главное – найти смысл, целесообразность, увидеть разумное значение дела.
  • Практик Привлекает собственным примером. Больше показывает как делать. Коллектив садится ему на шею.

Стиль работы организаторов

  • Разящая стрела Призывающий, настаивающий, жестко — требующий. Наиболее эффективен в группе «песчаная россыпь», «мягкая глина», «алый парус».
  • Возвращающийся бумеранг Советующийся, консультирующийся, коллегиальный, требующий, подходит для группы «Горящий факел», «алый парус», «мерцающий маяк».
  • Скользящий челнок Нелегко работать там, где стиль уговаривающий, просящий, компромиссный. Применяется как вспомогательный в зависимости от ситуации.
  • Плавающий плот Согласующий, уступчивый, малоэффективный, только вспомогательный.

Немного подробнее…

«Песчаная россыпь». Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь – никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок – отнесёт часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята. Выявляются следующие характеристики:

  • ребята мало знают друг друга;
  • нет общих интересов;
  • нет общих дел;
  • отсутствует авторитетный центр;
  • группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

«Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.

«Алый парус». Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. Важны такие характеристики:

  • в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;
  • дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;
  • во главе коллектива – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;
  • у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;
  • большинство ребят огорчают неудачи отряда;
  • члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах;
  • приходят на помощь другим коллективам, когда их просят;
  • хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;
  • не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.

«Горящий факел». В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идёт на помощь, не дожидаясь призывов.

Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.

Признаками стиля детского коллектива можно считать:

  • мажор — постоянную бодрость, готовность детей к действию;
  • ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
  • дружеское единение его членов;
  • ощущение защищенности (ни один ребенок не должен чувствовать себя в коллективе обособленно и беззащитно. Должно быть законом, что никто не имеет не только права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме более слабого и зависимого);
  • активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию;
  • привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах как для детского коллектива, так и для коллектива вожатых.

Вся работа в лагере должна быть построена на демократических началах. Если воспитанники не гордятся своим коллективом — эффективность воздействия такого коллектива на личность будет незначительной. Высокий престиж коллектива — гарантия успешности воздействия его норм и ценностей.

Из отдельных знакомых, малознакомых и вовсе незнакомых детей, где кто-то кому симпатизирует и наоборот, рождается через некоторое время сообщество детей, возникает понятие «мы». Происходит выделение «мы», «наше» из общего окружающей жизни.

«Мы» — это то, что присуще только одному определенному коллективу, в отличие от других таких или совсем других коллективов. Существуют понятия «мы», а все вокруг — «они».

Для временных детских объединений — это чувство общности совершенно необходимо, оно способствует созданию и укреплению коллектива.

Существуют определенные условия, при которых эта общность может возникнуть. Во-первых, надо иметь так называемую материальную основу: определенное количество детей, носителей этого понятия «мы». Нужна территория, где «мы» может расположиться, собираться, действовать. Необходима цель совместной деятельности.

У детского временного коллектива есть свои идеалы, нормы и правила поведения, специфические формы организации коллектива, органы самоуправления, а также символы, название, девиз, эмблема, песни, которые подчеркивают принадлежность именно к этому конкретному коллективу. Все это — центры объединения, то есть те ценности, предметы и символы, которые идентифицируют группу, составляют материальную и идейную основу ее существования и развития. На этой основе происходит осознание общности, создается чувство «мы».

Смотрим также еще…

  1. Особенности развития временного детского коллектива
  2. Теория развития временного детского коллектива
  3. От «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу»
  4. Как референтная группа влияет на поведение ребенка
  5. Формирование временного детского коллектива
  6. Как пережить кризисные периоды в ВДК
  7. Этапы развития детского коллектива
  8. Основные элементы работы в группе
  9. Различные стили руководства ВДК
  10. Педагогические особенности ВДО
  11. Цикл развития ВДК как времена года
  12. Почерк организатора
  13. Команда

Дополнительно

  1. Теория развития детского коллектива «Артека»
  2. Как в короткий срок выстроить отношения в коллективе
  3. Периоды развития ВДК в летней смене
  4. Теория ВДК
  5. Детский коллектив
  6. Значение конфликта во ВДК
  7. Особенности ВДК
  8. Педагогический потенциал Временных обьединений детей

Примечания

  1. Референтная группа — группа значимых для подростка ровесников, на мнение которых о себе он ориентируется. Вступая в группу, новичок стремится поскорее сориентироваться в ней, найти ту манеру поведения, которая характерна для группы и сделает его в ней “ своим ” . При этом возможны варианты поведения – от безоговорочного подчинения принятием в группе норм до попытки их скорректировать привычными способами.
  2. Коллектив (от лат. собирательный) — социальная общность (группа) людей, объединенных на основе общих значимых целей и ценностных ориентиров, совместной и относительно устойчивой по длительности деятельности и общения, и имеющая единую форму организации и управления. В данном случае — группа совместно взаимодействующих детей, в которой они взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием. В данном случае рассматривается как название oднoй из стадий pазвития гpуппы.

Технические свойства акриловой водно-дисперсионной краски

Очень часто при строительстве или ремонте жилых домов используют акриловую водно-дисперсионную краску. Применяют её также при масштабных малярных работах на промышленных объектах. Это плёнкообразующее вещество защищает и украшает любую обработанную им поверхность.

Краска имеет водную основу и состоит из мельчайших частиц акрилатных смол, которые не слипаются благодаря высокотехнологичному диспергированию и входящим в состав стабилизаторам.

Преимущества акриловых полимерных дисперсий

Выбор этого современного материала является приоритетным для создания покрытий, имеющих не только декоративные, но и замечательные функциональные качества. Хорошая репутация этого продукта основывается на таких его качествах:

  • обладает отличной адгезией и применяется для отделки кирпичных, бетонных, оштукатуренных и деревянных поверхностей;
  • является водонепроницаемым, что позволят вымыть любую окрашенную поверхность;
  • держится очень долго — при соблюдении технологии нанесения, покрытие может прослужить в среднем 15 лет;
  • не тускнеет при длительном воздействии интенсивного ультрафиолетового облучения;
  • не содержит ядовитых веществ в составе;
  • ничем не пахнет и не вызывают аллергических реакций;
  • имеет высокую эластичность и устойчивость к механическим воздействиям;
  • хорошо маскирует незначительные дефекты любой поверхности;
  • создаёт плёнку с «дышащим» эффектом, что даёт возможность во влажных помещениях не распространяться плесени;
  • состав не содержит огнеопасных компонентов;
  • процесс покраски требует минимальной подготовки и обычно не вызывает трудностей.

Область применения этой краски не ограничивается строительством и ремонтом. В лёгкой промышленности её используют для окрашивания текстильных материалов. Художники оформляют предметы декоративно-прикладного искусства и создают живописные полотна с её помощью.

Основные эксплуатационные параметры

Существует документ под названием — ГОСТ 28196–89 . Он регламентирует, какой должна быть краска водно-дисперсионная акриловая. Технические характеристики, описанные в нём действительны для всех водоэмульсионных смесей.

Краска, содержащая акрилат, маркируется шифром — «АК».

Если все этапы процесса производства выполнены без технологических нарушений, в результате получается качественный продукт с такими свойствами:

  • при застывании верхний слой выглядит, как гладкая однородная плёнка;
  • любой выбранный цвет соответствует образцу с картотеки стандартных расцветок;
  • состав имеет нейтральный или слабощелочной pH (7,5−9,5);
  • доля нелетучих соединений, включающих смолы и вспомогательные компоненты равна примерно половине от общей массы краски (46−56%);
  • количество выдерживаемых циклов заморозки в обычных условиях не отличается от заявленного предела морозостойкости покрытия;
  • уровень белизны регулирует пигментный наполнитель — двуокись титана, он придаёт цвет, яркость и чистоту, его содержание нормировано;
  • укрывистость — свойство, которое влияет на расход материала и зависит от плотности смеси — 1 л красителя должен весить 1,5 кг;
  • скорость высыхания каждого свежего слоя занимает в среднем 1 час;
  • водостойкость — окрашенная поверхность не реагирует на повышенную влажность, легко моется водой.

Основные факторы, влияющие на выбор разновидности краски, зависят от условий дальнейшей эксплуатации покрытия.

Обычно ВДК продаются в концентрированном пастообразном виде и перед применением разводятся. Кроме воды, никакие другие растворители не применяются, так как химических компонентов органической природы в составе нет.

Часто этот материал продаётся в виде белой основы под колеровку простых или сложных, состоящих из нескольких оттенков цветов.

Самого высокого качества является краска чисто-белого цвета (чем более выражена белизна, тем лучше). Если пигмент добавлен сразу на производстве, это может свидетельствовать о недостатке в составе диоксида титана, что повлияет на снижение эластичности и износоустойчивости покрытия.

Показатели расхода на 1 м² составляют примерно до 300 мл.

Разновидности водно-дисперсионных красок

В настоящее время применяется 5 вариантов составов на основе различных связующих компонентов:

  1. С добавлением поливинилацетата (клей ПВА, материал классифицируется как ВД-ВА). Краски на его основе неводостойкие. Покрытие со временем желтеет. ПВА состав способствует образованию воздухонепроницаемой, непрозрачной плёнки на обработанной поверхности. Поэтому имеет довольно узкую сферу применения, несмотря на низкую цену. Существуют атмосферостойкие и даже водостойкие сополимеры ПВА, но они намного дороже. Материал подойдёт для внутренней покраски сухих складских помещений, подвалов и отапливаемых подсобок.
  2. Бутадиен-стирольные дисперсии (БС) (ВД-КЧ). Они хороши в качестве водостойких материалов, но имеют невысокую светостойкость и также образуют воздухонепроницаемые плёнки. Материалы на основе этих дисперсий относительно дешёвые. Применяются для внутренних работ по окрашиванию стен и потолков ванных комнат, кухонь и коридоров. Поверхности легко моются водой.
  3. Стирол — акрилатные дисперсии (СА) (ВД-АК). Они дороже, чем предыдущие, более атмосферостойкие. Имеют хорошую пористость и паропроницаемость. Обладают высоким сцеплением со многими видами материалов из-за маленьких размеров частиц (0,08—0,16 мкм). Имеют глубокую степень проникновения в пористую основу и этим способствуют её укреплению.
  4. Версататные дисперсии (ВС) (ВД-АК). Являются сравнительно новым видом покрытия, имеют свойства акриловых дисперсий. Но стоят несколько дешевле.
  5. Акриловые дисперсии (А) (ВД-АК). Более универсальные и дорогие относительно стирол-акрилатных. Они имеют самую высокую сопротивляемость к механическим нагрузкам и стойкость к ультрафиолету. На их основе изготавливаются покрытия по дереву и другие краски высокого качества для различного применения. На фасадах зданий они могут служить при неблагоприятных условиях до 10 лет и до 30 лет в умеренной климатической зоне, если соблюдены правила технологии покраски.

Методы нанесения

В ремонтно-строительных работах применяются несколько способов окрашивания поверхностей:

  • кистью;
  • валиком;
  • воздушным и безвоздушным распылением.

В состав акриловой дисперсионной краски входит вода, и это является основанием для следующих правил:

  • Наносится материал при температуре воздуха и рабочей поверхности +5 °С и выше (если нет дополнительных инструкций).
  • Не допускается нанесение на мокрые или нешлифованные окрашенные глянцевыми красками поверхности.
  • Желательно использовать устойчивые к коррозии инструменты для покраски. После проведённых работ их необходимо тщательно вымыть и высушить.
  • В процессе нанесения не проливать подготовленную краску, после высыхания она очень трудно удаляется.
  • Приступать к эксплуатации окрашенных изделий и поверхностей можно не ранее, чем через сутки. Несмотря на то что краска схватывается очень быстро, заявленные свойства проявляются примерно через неделю после нанесения.

Обычно ВДК разбавляют водой без потери потребительских свойств до 5% от веса.

Акриловая ВДК для наружных работ

Если у вас запланированы малярные работы на свежем воздухе с использованием ВД-АК, дождитесь благоприятных погодных условий:

  • Высокая влажность воздуха с дождём не даст свеженанесенному покрытию быстро просохнуть и затвердеть.
  • Много неприятностей может доставить сильный ветер. На свежевыкрашенной поверхности могут появиться некрасивые разводы, пятна и прилипший мелкий мусор.
  • Неравномерное схватывание краски могут «обеспечить» прямые солнечные лучи. В жаркий безоблачный день необходимо создать искусственное затенение для обрабатываемой поверхности, чтобы избежать дефектов нанесения и быстро застывших потёков.

Приступая к работе, придерживайтесь такой последовательности:

  1. Первоначальное обязательное действие — удалите всевозможные загрязнения с поверхности или проведите обезжиривание любого материала перед обработкой ВДК.
  2. Все неровности и дефекты выровняйте шпаклёвкой, штукатуркой или цементным раствором.
  3. При обнаружении на подготавливаемой поверхности плесени, сначала её удалите ветошью и скребком, потом это место хорошо пропитайте фунгицидом и оставьте до полного обеззараживания и просыхания на сутки.
  4. Стены, которые окрашиваются первый раз, предварительно прогрунтуйте с помощью валика или кисти. Затем дождитесь, пока грунтовка высохнет. Обычно на это уходит около 12 часов.
  5. Водно-дисперсионный раствор перед использованием тщательно перемешайте, при необходимости добавьте цветной пигмент и начинайте работать.

Краска нетоксичная, но при высыхании трудно смывается, поэтому не забудьте надеть защитные очки и перчатки, а на лицо нанесите слой защитного крема.

Профессиональные секреты для внутренних работ

Внутренняя окраска жилых помещений имеет свои нюансы. Во время работы с ВДК сильно повышается влажность воздуха. Для создания безопасных и комфортных условий желательно установить принудительную вентиляцию. При этом лакокрасочный материал быстрее и качественнее просохнет.

Чтобы покрытие выглядело идеально, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • Начинать наносить краску нужно параллельно конструкции рамы, со стороны окна.
  • Первый раз лучше прокрасить кистью, составом, разведённым в соотношении 0,5 л воды к 5 л краски. Валиком наносят последующие слои, чтобы добиться выровненной поверхности.
  • Каждый слой краски наносится с интервалом в 3 часа.
  • Распылитель существенно ускорит окрашивание стен. Его можно применить на расстоянии метра от окон.
  • Если поверхность обладает высокой впитывающей способностью, может потребоваться трёхкратное нанесение слоёв для получения качественного покрытия.
  • Плинтуса перед покраской внутренних стен лучше демонтировать или покрыть малярным скотчем.
  • Если по дизайнерскому замыслу требуется покрасить одну стену в два разных цвета, что зрительно разделит комнату на зоны, например, для работы за компьютером и отдыха перед телевизором — примените всё тот же малярный скотч.
  • Всегда учитывайте фактор естественного освещения. Последний слой краски на потолке лучше будет смотреться, если его нанести перпендикулярно стене с источником света.

Воднодисперсная краска и фактурные валики с трафаретами помогут создать стильные и яркие элементы интерьера.

Приобретение и хранение покрытия

В интернете на различных промышленных и строительных порталах можно найти массу предложений по реализации акриловой ВДК.

Серьёзные фирмы всегда дают гарантию на качество любого лакокрасочного покрытия, обеспечивают ему надёжные условия хранения, и с доставкой товара у них обычно не возникает никаких трудностей.

Наличие воды в компонентах краски создаёт некоторые ограничения на способы хранения и транспортировки.

Ёмкости для этих целей должны быть изготовлены из устойчивых к коррозии материалов — нержавеющих или полимерных.

Нельзя хранить ВДК при минусовых температурах. Допустимый предел замораживания не более 5 раз. Разрешается перевозка в течение одного месяца при температуре −20 °С, если это можно проконтролировать. Это единственный незначительный минус для потребителя.

Новые технологии производства акриловых водных дисперсий позволяют использовать их уникальные свойства для покрытия практически любых материалов и конструкций, повышая их устойчивость к возгоранию и коррозии.

Они не уступают по качеству окрашивания деревянных поверхностей пентафталевым краскам, при этом очень быстро сохнут и не имеют токсичных испарений с неприятным запахом.

Это стимулирует покупателей выбирать ВД-АК и забывать о пылящихся на прилавках привычных эмалях и лаках.

Что такое дисперсионная краска?

Чисто теоретический вопрос, что такое дисперсионная краска, может быть полезен и с самой что ни на есть практической точки зрения. Хотя бы по той причине, что, зная основу и принципы ее приготовления, можно без труда разобраться, чем развести загустевший состав, оставшийся, к примеру, еще с прошлого ремонта, или отмыть засохшие кисти после работы. А краски, при определенной свободе выбора и ярком многообразии отделочных материалов, предлагаемых рынком, до сих пор бьют все рекорды по частоте их использования.

Ими покрывают и внутренние поверхности, их применяют и для подновления фасадов. Не игнорируются краски и мебельщиками. Для заборов и перил они подходят как нельзя лучше. Столь широкое применение обязывает пользователей хоть немного разбираться в теории: на какой основе сделаны, чем разводить и как использовать в ремонтных целях.

Что такое дисперсионная краска, народ в массе своей представляет себе смутно и весьма приблизительно. Хоть это и не мешает людям активно ими пользоваться, мы решили заполнить этот пробел в знаниях. Об этом, и еще о многом другом, не менее интересном – в сегодняшней нашей статье.

Немного теории

Тем, кто забыл школьный курс химии, напомним, что дисперсия – это образование примерно однородной субстанции из изначально не смешивающихся и не реагирующих друг с другом жидкостей. В результате получаются эмульсии, средой в которой (в случае краски) является растворитель, а дисперсной фазой – красящий пигмент с остальными добавками.

Поскольку фаза со средой не смешиваемые, краски, долгое время стоявшие без применения, начинают расслаиваться – разделяться на исходные слои. Этот процесс начинается, чуть ли не с момента расфасовки лакокрасочного материала. Поэтому-то инструкция к любой из них настоятельно требует перемешивания перед накладыванием на поверхности.

Состав дисперсий

На первый взгляд, в них должны входить только 2 компонента – среда и фаза. Однако на деле они обладают довольно сложным составом. Помимо растворителя и пигмента, в дисперсионные краски включаются:

  • эмульгаторы, повышающие степень образования пигментных капель в среде;
  • стабилизаторы, поддерживающие эмульсию в смешанном состоянии и препятствующие ее расслаиванию;
  • загустители, делающие краску пригодной к нанесению и уменьшающие степень ее растекания.
  • И это только самый необходимый минимум. Среднестатистическая водно-дисперсионная краска содержит около 15 составляющих!
  • Высококачественная – от 35 до 40.

Разновидности дисперсионных красок

Наиболее известна и употребительна водно-дисперсионная, она же водоэмульсионная, краска. Уже из названия становится понятным, что дисперсной средой в ней является вода. Этот тип практически вытеснил с рынка ранее широко применявшиеся органо-основные виды. Объясняется такая популярность следующими факторами.

  • Абсолютная безвредность. Органические растворители, входящие в предыдущие варианты, имели заметную летучесть, высокую возгораемость и разную степень токсичности. Водоэмульсионка лишена всех этих недостатков.
  • Простота работы. В отличие от тяжелых в нанесении органо-основных материалов, водно-дисперсионной красить может даже ребенок.
  • Водоэмульсионные краски очень быстро сохнут. Кто работал с прежними масляными, помнит, сколько приходилось ждать, чтобы к ним не прилипнуть. Скорое высыхание страхует также и от налипания пыли, которое раньше нередко вынуждало красить повторно.
  • Водоэмульсионки в большинстве своем не выцветают, не теряют блеска и не меняют оттенок. К тому же они хорошо ложатся на любой материал.
  • При использовании водно-дисперсионных красок сохраняется паропроницаемость поверхности. То есть стены продолжают дышать, в помещении не повышается влажность и сохраняется комфортная атмосфера существования.
  • Длительность эксплуатации: если поверхность правильно подготовлена и окрашена, перекрашивать ее не будет нужно минимум 5 лет.
  • Во многих случаях покрытие держится и до 20 (пока вам не надоест оформление).

Различие фаз водоэмульсионки

Во всех красках этого типа дисперсная среда одинакова (вода), а вот фаза бывает разной.

Наполнитель – клей ПВА. Самая дешевая разновидность водно-дисперсионных красок. Сохраняет стойкость к УФ и цвет, но отличается уязвимостью к воде. Используется в сухих, не требующих частого мытья помещениях или же для окраски потолков (не на кухне и не в ванной).

Латексные дисперсии. Покрытые ими поверхности можно смело мыть: у красок довольно высок порог износоустойчивости. Латексные водно-дисперсионные краски не имеют запаха, как и остальные водоэмульсионки, быстро сохнут и образуют на поверхности полноценный, качественный паробарьер. Однако к свету они сохраняют определенную чувствительность, поэтому в основном используются во внутренних работах. К тому же, у них недостаточно высокая морозоустойчивость: от холода покрытие идет трещинами, а в отдельных случаях и отваливается пластами.

Акриловые дисперсии считаются универсальными и многофункциональными. Ими можно красить и внутри, и снаружи. При нанесении они образуют пластичную пленку, которая сохраняет эластичность и после окончательного высыхания. Помимо водостойкости, акрилы характеризуются устойчивостью к температурам, ультрафиолету и истиранию. Естественно, из всего водно-дисперсионного ряда имеют наивысшую стоимость.

Для всех типов водоэмульсионок характерно предоставление возможности их колерования. Для этого выпускаются пигменты в сухом или жидком состоянии, позволяющие добиться желаемого цветового оттенка.

Фасадные особенности

Если необходимо максимально крепкое покрытие для наружной стороны стен, применяются особые дисперсионные краски, имеющие в основе синтетические смолы. Такие вариации имеют максимальный показатель износоустойчивости и прочности к механическим воздействиям. В них также вводят антисептики, препятствующие зарождению на фасаде грибковых и плесневых колоний.

Эффект отталкивания жидкости у них тоже повышенный, поскольку наружные стены подвергаются постоянным атакам со стороны осадков. К тому же у фасадных дисперсионных красок высокий коэффициент эластичности, особенно у тех, что предназначены для работы с деревом: пластичность позволяет сохранить целостность покрытия при сезонных или погодных подвижках древесины. Таким образом, зная в теории, что такое дисперсионная краска, будучи осведомленным о ее разновидностях, и трезво оценив предстоящие работы, вы наверняка выберете наиболее соответствующий вашим задачам тип лакокрасочного покрытия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *