Как сделать вентиляцию в гараже?

Если в вашем гараже не отлажена система вентиляции, о настоящем комфорте придется забыть: постоянное присутствие в воздухе вредных примесей вкупе с нездоровым запахом сырости сведут на ноль удовольствие даже от самой эффектной и современной отделки. Вот почему нормализовать циркуляцию воздушного потока — одна из главных ваших обязанностей. Рассказываем о том, как качественно и по всем правилам сделать вентиляцию в гараже своими руками. Для наглядности — подробная технологическая карта процесса, схемы и многочисленные фото, которые помогут держать все под контролем.

Что вы получаете, обустроив вентиляцию

  • за счет притока свежего воздуха нормализуете температуру в помещении, добиваясь максимального для себя комфорта;
  • устраняете среду, благодатную для появления конденсата и сырости;
  • удаляете из помещения опасные для человеческой жизнедеятельности вредные газы и примеси, неминуемые при хранении горючих веществ;
  • продлеваете срок службы своего автомобиля, защищая его от коррозии;
  • получаете возможность хранить в гараже не только комплектующие и инструменты, но и продукты питания;
  • добиваетесь приятного для ремонта и отдыха микроклимата в гараже.

Какая бывает?

Независимо от того, с каким гаражом приходится иметь дело, существует 3 способа устройства вентиляции. Они отличаются технологией монтажа и эффективностью, поэтому вам остается выбрать наиболее подходящий, чтобы извлечь из решения максимально возможный КПД.

Естественная

Самый дешевый и распространенный вариант, при котором разница между температурами внутри и снаружи помещения обеспечивает идеальный воздухообмен через 2 вентиляционных отверстия. Изготавливается из канализационных труб и доступна для устройства даже новичку.

Как это работает

Через вытяжное наполненный вредными веществами воздух выходит наружу — через притяжное поступает уже чистая воздушная масса.

Плюсы:

  • дешево и сердито;
  • простейший монтаж;
  • нет зависимости от электроснабжения.

Минусы:

  • летом ухудшается воздухообмен;
  • необходимо регулярно очищать воздухообменники;
  • при резких перепадах давления наблюдаются неприятные сквозняки.

Принудительная

Устройство механического типа, которое позволяет добиться всегда комфортной температуры в любое время года. Состоит, как правило, из:

  • фильтра;
  • вентилятора;
  • калорифера.

В воздуховод монтируется вентилятор — лучше выбирать осевые либо канальные варианты. Он удаляет грязный воздух из помещения. Чистый воздух обрабатывается фильтром и подогревается электрокалорифером — и только затем уже поступает непосредственно в гараж.

  • не только очищает, но и нагревает воздух, позволяя сэкономить на частичном обогреве помещения;
  • стабильная работа системы.
  • требует сложных расчетов для обеспечения оптимального воздухообмена;
  • в расходы на обслуживание включаются расходы за электричество;
  • монтаж далеко не всегда оказывается доступным.

Комбинированная

Отличается от естественной включением в систему дополнительного элемента — электровентилятора, удаляющего отработанный воздух.

Электровентилятор на вытяжном отверстии выгоняет грязный воздух из помещения. В остальном — все аналогично системе естественной вентиляции.

  • нет зависимости от температуры снаружи помещения;
  • достаточно дешевый способ нормализации воздухообмена.
  • нет подогрева воздушного потока;
  • каналы быстро загрязняются и требуют скрупулезной чистки.

Приточная

Отличается от естественной наличием только одного канала, через который воздух и поступает внутрь. По сути, такой тип вентиляции позволяет обновлять воздух в гараже, постоянно «подбрасывая» свежую его порцию.

Аналогично естественной воздух выходит через вытяжные отверстия и поступает через приточные.

  • недорого и просто
  • не всегда удается найти правильный баланс между размещением притяжных и вытяжных каналов.

Нормы и правила

Обустраивая вентиляцию в гараже, помните о том, что есть нормы СНиП, которых необходимо придерживаться — в противном случае вероятность получить штраф высока как никогда.

Изучите их внимательно в разделе СНиП 21-02*99. Отметим, что свежий воздух должен поступать в объеме как минимум 180 литров час и течение суток обновлять весь внутренний объема гаража как минимум 6 раз.

Материалы и инструменты

  • металлические либо пластиковые трубы;
  • герметик;
  • вентилятор;
  • электрокалорифер для механической системы вентиляции;
  • болгарка;
  • перфоратор и др.

Технологическая карта процесса

Рассмотрим подробно алгоритм обустройства естественной вентиляции из канализационных труб. В качестве примера берем условный гараж с общей площадью 20 кв. метров.

Шаг 1. Расчеты.

На каждые 10 кв. метров площади помещения должно приходиться не менее 15 см в диаметре канала. Соответственно, для гаража на 20 квадратов необходим канал с диаметром как минимум в 30 см. Но если вы делаете несколько вытяжных отверстий, то делите эти 30 см на их количество.

Шаг 2. Начертите схему расположения вентиляционных отверстий.

Предлагаем вам для упрощения процесса уже готовые варианты, которые вполне могут подойти.

Шаг 3. Оформите проем, в который будет поступать воздух.

Делается это перфоратором — просто отсчитайте от пола как минимум 10 см.

Шаг 4. Оформите выход.

Лучше всего делать его на противоположной стене — с той лишь разницей, что 1- см на этот раз отсчитываются не от напольного покрытия, а от потолка.

Шаг 5. Монтируйте трубу. Она может быть металлической либо пластической и должна выходить над крышей как минимум 30-40 см.

Шаг 6. Заполните имеющиеся пустоты между трубой и стеной герметиком. Это позволит избежать появления конденсата и распространения сырости.

Шаг 7. Поставьте дефлектор на трубы.

Это простое приспособление, которое значительно ускорит перемещение воздуха по трубам туда-обратно. К тому же, оно мешает проникнуть в трубы атмосферным осадкам.

В погребе или подвале

Если в вашем гараже есть погреб или подвал, и вы планируете использовать его для хранения продуктов питания, вспомогательных средств и не только, то без вентиляции не обойтись. Однако облегчает дело тот факт, что прекрасно справится с циркуляцией воздуха в помещении обычный вывод пластиковых труб.

Правда, есть нюансы: приточную трубу нужно выводить на расстоянии как минимум 50 см от уровня пола. Что же до вытяжной, то она размещается аккурат под потолком подвала и выводится непосредственно на крышу гаража. Оптимально, если вы ее хорошенько утеплите: так вы защитите трубу от конденсата.

При выводе избегайте каких-либо сложных изгибов — должна быть максимально простая конструкция, исправно выполняющая свою задачу.

Усиливает эффект использование в надземных частях гаража кирпичей со сквозными отверстиями. Однако это всего лишь рекомендация, а не строгое руководство к действию.

Изучите внимательно схемы вентиляции, разработанные для других гаражей и уже опробованные на практике.

В смотровой яме

Идеально проводить работы непосредственно в момент ее монтажа. В противном случае придется разбивать всю конструкцию и обустраивать заново.

Вентиляция в смотровой яме выполняется за счет создания дополнительного канала сразу после выравнивания дна и стен. Для этого понадобится пластиковая труба. Идеально, если с диаметром сечения не меньше 10 см. Она вставляется в горизонтальную траншею таким образом, чтобы нижний конец почти упирался в дно, и выводится через стену.

В итоге, даже при накинутом сверху помосте обеспечивается отличная циркуляция воздуха. И это — при минимальном вложении сил и средств в проект.

Посмотрите на то, как это делают другие владельцы гаражей.

Уверены, что благодаря предложенной инструкции и схемам вы сможете правильно выполнить вентиляцию в гараже своими руками и обеспечить себе максимальный комфорт в любую пору года. Не относитесь к этому процессу свысока: на кону ваше собственное здоровье и полноценное функционирование находящегося в помещении транспортное средство. А этим, как известно, не шутят.

Читайте также: как сделать экономное отопление в гараже своими руками?

Как устроена вытяжка в гараже: популярные схемы и технология правильного обустройства

Гараж – помещение относительно небольшое, но к его обустройству не стоит относиться небрежно. Оно должно предохранять транспортное средство от внешнего воздействия: непогоды, угона и т.п. Но и внутри нужно создать полезный для людей и техники микроклимат. Этого несложно достичь, если вытяжка в гараже устроена правильно.

Мы расскажем, как лучше организовать вентиляцию в гаражном пространстве, как усилить ее при необходимости. В статье описаны все виды проверенных на практике систем, разобрана специфика их устройства. С учетом наших рекомендаций отвод отработанного воздуха перестанет быть проблемой.

Зачем вентилировать гараж?

Конечно, гараж – это технический, а не жилой объект, хотя некоторые автовладельцы с этим утверждением могут и не согласиться. Если автолюбитель проводит в гараже значительную часть своего личного времени, да еще и использует подвал или собственно гараж для хранения продуктовых запасов, тем более следует обеспокоиться проблемой правильного воздухообмена в таком специфическом помещении.

Для начала, здесь высока концентрация выхлопных газов, паров топлива и других технических жидкостей. Даже короткое пребывание в подобной атмосфере для человека крайне вредно.

Галерея изображений Фото из Естественная вентиляционная схема для гаража Система воздухообмена в утепленном гараже Отвод вредных для владельцев веществ Вытяжная труба вентиляционной системы

Вторая проблема, связанная с неправильным вентилированием гаража – это избыток влаги. Водяные пары скапливаются внутри помещения и конденсируются на различных поверхностях, в том числе и на автомобиле. В результате риск появления и скорость протекания коррозионных процессов резко возрастает, проще говоря, транспортное средство ржавеет.

Нередко в гаражах или устроенных под ними погребах хранят овощи, консервацию, другие продукты или вещи, которым не нашлось места в доме или квартире. Контакт с влагой, а также воздействие технических паров не принесет всем этим объектам никакой пользы. А решить проблему можно просто, достаточно позаботиться об эффективной вентиляции.

При плохом вентилировании на стенах и потолке гаража могут появляться капельки конденсата. В дальнейшем эта влага попадает на транспортное средство, что может вызвать его коррозию

Что нужно знать о вентилировании помещений?

Каждому, кто хотя бы раз сталкивался с проблемой воздухообмена в помещениях, известно, что различают естественную, принудительную и комбинированную систему вентилирования. С первым вариантом все просто: он основан на разнице температуры воздуха внутри и снаружи.

Организация вентилирования гаража без смотровой ямы: стрелки “а” указывают на направление движения воздушных потоков, буквой “б” обозначено расположение приточных вентиляционных отверстий, “в” – короб вентиляции

Как известно, теплый воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. Идея состоит в том, чтобы прохладные воздушные массы поступали в помещение с улицы, поднимались вверх и естественным образом уходили через вытяжное отверстие. Одновременно они должны замещаться новыми потоками свежего воздуха, который поступает снаружи.

В гараже такое вентилирование организовать несложно. Для этого нужно обеспечить достаточно широкие отверстия для притока и вытяжки воздуха, но большое значение будет иметь и перепад температур внутри и снаружи помещения.

С этим условием в зимний период никаких проблем не возникает, но вот летом, когда везде стоит практически одинаковая жара, эффективность функционирования естественной вентиляции резко снижается.

Чтобы обеспечить поступление свежего воздуха в гараж, можно вместо отверстия в стене поставить на ворота специальные приточные решетки

Альтернативным вариантом в такой ситуации является принудительное вентилирование, т.е. с использованием дополнительных средств. В приточное и вытяжное отверстие устанавливают специальные вентиляторы, которые, в зависимости от назначения, нагнетают воздух в помещение, или удаляют его.

Но ставить одновременно два устройства для одного небольшого гаража не всегда разумно и оправданно с экономической точки зрения. Выгоднее использовать комбинированную систему вентилирования, для которой нужно только одно устройство.

Например, устанавливают приточный вентилятор, он нагнетает свежий воздух, а отработанные воздушные массы вытесняются через вытяжное отверстие.

В гаражах более приемлемой считается вытяжная система. Устанавливают вентилятор, который эффективно удаляет насыщенный вредными парами и избыточной влагой воздух. Свежие воздушные массы будут поступать в помещение естественным образом через приточную часть системы.

Как организовать естественную вентиляцию?

Чтобы обеспечить правильное естественное вентилирование гаража, необходимо помнить ряд основных правил:

  • Отверстие для притока воздуха размещают внизу, примерно в 10 см от уровня пола.
  • Вытяжное отверстие делают вверху, почти под потолком или даже прямо в потолке.
  • Оптимальный вариант размещения этих отверстий – по диагонали, т.е. если приток осуществляется в нижнем переднем углу, то вытяжку нужно поставить в верхнем дальнем углу.
  • Размеры отверстий необходимо правильно рассчитать, чтобы обеспечить достаточно интенсивный воздухообмен.
  • Приточное отверстие всегда должно быть в два-три раза больше, чем размеры вытяжки.

Хорошо, если вентиляция была просчитана и создана еще при строительстве гаража. Если же этот момент был упущен, придется выполнить ряд относительно несложных монтажных работ. Бывает и так, что вентилирование предусмотрено, однако нужных результатов не дает. В этом случае понадобится улучшить систему, например, с помощью установки вытяжного вентилятора.

Если работу естественной вентиляции вы считаете неэффективной, то есть возможность модернизировать систему, например, путем увеличения высоты вытяжной трубы:

Галерея изображений Фото из Шаг 1: Приобретение материалов для устройства Шаг 2: Фиксация дефлектора саморезами Шаг 3: Сборка крепежного приспособления Шаг 4: Разметка места установки вытяжной трубы Шаг 5: Перенос на гаражную крышу инструментов и материалов Шаг 6: Выпиливание отверстия болгаркой Шаг 8: Исправление дефектов разметки Шаг 8: Установка в отверстие асбестового кожуха

По завершению подготовительного процесса приступаем непосредственно к сборке системы и к фиксации высокой трубы растяжками:

Галерея изображений Фото из Шаг 9: Подготовка анкеров к предстоящей установке Шаг 10: Установка анкеров для крепления растяжек Шаг 11: Крепление к анкеру металлического троса Шаг 12: Крепление троса через талрепы Шаг 13: Запенивание места состыковки трубы и крыши Шаг 14: Выравнивание вентиляционной трубы Шаг 15: Обрезка излишков пены вокруг вытяжной трубы Шаг 16: Обработка сопряжения трубы с крышей мастикой

Как все правильно рассчитать?

Вентиляционные расчеты во многих случаях требуют специальных знаний и применения сложных методик. Если есть желание и позволяет кошелек, создание проекта можно заказать у специалистов. К счастью, гараж – это небольшое помещение с простой конфигурацией.

Размеры вентиляционных отверстий рассчитывают по формуле:

Псеч=Пгар×15

В которой:

  • Псеч – площадь сечения вентиляционного отверстия;
  • Пгар – площадь гаража;
  • 15 – коэффициент, отражающий размеры вентиляционного отверстия на единицу площади помещения.

Т.е. нужно площадь гаража умножить на 15 мм. Согласно этой упрощенной методике для гаража площадью 24 кв. м. (6*4) понадобится приточное отверстие диаметром 360 мм. Эти выкладки очень условны, поскольку методика не учитывает высоту помещения и другие его особенности.

На практике эти показатели можно варьировать. Для рассмотренного выше гаража площадью 24 кв. м. в одном конкретном случае были с успехом использованы две трубы по 150 мм на притоке и одна такая труба – на вытяжке.

Для повышения эффективности естественного вентилирования можно использовать дополнительные средства:

  • Дефлектор – специальный колпак, который устанавливают на край вертикального отрезка вытяжной трубы, чтобы создать внутри конструкции разреженную атмосферу и ускорить движение воздушных масс.
  • Диффузор – это флюгер для наружной части приточной трубы, для его работы используется напор ветра.
  • Обычная лампа накаливания – она устанавливается внутри вытяжной трубы и нагревает поток воздуха, ускоряя его движение.

Эти простые устройства могут существенно улучшить качество вентилирования в гараже.

С общими принципами расчета мощности систем вентилирования ознакомит следующая статья, с которой мы рекомендуем ознакомиться.

Как грамотно выполнить монтаж?

Для организации правильного вентилирования гаража понадобится сделать как минимум два отверстия: для притока свежего воздуха, а также для вывода потоков, насыщенных вредными испарениями и избыточной влагой. Приточное отверстие делают в нижней части наружной стены, примерно в 10-15 см от пола.

Для обустройства вентиляции в гараже нужно проделать стеновые отверстия, которые по размерам и конфигурации соответствуют характеристикам трубы

Толстые стены жилых помещений сверлят с помощью специального оборудования, но для гаражей такие сложности не нужны. Чаще всего сверление отверстия подходящего диаметра выполняют с помощью перфоратора.

После этого в отверстие вставляют трубу или трубы для притока и фиксируют их положение. Для герметизации щелей между трубой и материалом стены используют монтажную пену. Наружную сторону отверстия следует защитить с помощью специальной решетки или диффузора.

Снаружи место ввода приточных труб, проведенных через стену гаража, следует закрыть декоративными решетками, чтобы защитить помещение от проникновения мелких грызунов, насекомых и т.п.

Сечение вентиляционного канала можно сделать не только круглым, но и квадратным или прямоугольным. Для монтажа понадобятся трубы соответствующей конфигурации. Обычно для гаражной вентиляции используют вентиляционные трубы с круглым сечением.

Это самый дешевый и удобный вариант, кроме того, они создают минимальное сопротивление потокам воздуха. Для вентиляции подходят и металлические трубы, и конструкции из пластика.

Трубу вытяжного канала вентиляции гаража нужно вывести вверх, примерно на 50 см выше уровня крыши, чтобы обеспечить хорошую тягу

Отверстие для вытяжки делают под самым потолком. Трубу выводят через стену горизонтально и затем монтируют вертикальный отрезок. Он должен быть достаточно длинным.

Оптимальной считается вытяжка, которая возвышается над уровнем крыши не менее чем на 50 см. Сверху нередко устанавливают колпак-дефлектор. Внутреннюю сторону и приточного, и вытяжного отверстия следует закрыть декоративной решеткой.

Комбинированное и принудительное вентилирование

Как уже отмечалось выше, естественное вентилирование гаража эффективно лишь при определенных внешних условиях, т.е. при достаточной разнице температур воздуха внутри и снаружи. Использование средств принудительной вентиляции позволяет устранить проблему этого типа.

Схема комбинированного вентилирования гаража с использованием вытяжного вентилятора. Такая система не слишком требовательна к месту расположения вытяжки

Эффективное удаление воздуха в гараже более чем актуально, поскольку уровень загрязнения здесь значительно выше, чем в жилых помещениях. Поэтому владельцы гаражей отдают предпочтение вытяжному варианту комбинированной вентиляции. Реализовать проект такого типа не так уж сложно.

Для этого нужно приобрести вытяжной вентилятор и установить его на входе в трубу. Если такая труба отсутствует, ее нужно установить. Это делается примерно так же, как и при монтаже естественной вентиляции. Расчеты, материалы и инструменты понадобятся такие же, расчеты проводят аналогичным образом, но есть и несколько отличий.

Вытяжной вентилятор – простое в установке и эксплуатации устройство, к которому следует подвести электропитание. С помощью автоматического таймера можно повысить качество вентилирования

При комбинированной вентиляции не обязательно устанавливать вытяжку строго по диагонали от приточного отверстия, хотя такое положение и желательно. Можно выбрать и другое место, как для приточного, так и для вытяжного отверстия. Но первое нужно все же разместить внизу, а второе – вверху.

Еще один важный момент – наличие мебели и других предметов на пути воздушных потоков. Это распространенная ошибка при проектировании вентиляции. Чем меньше таких препятствий, тем лучше будет осуществляться воздухообмен. В верхней трубе следует установить вытяжной вентилятор.

Это может быть канальная модель, которую устанавливают внутри трубы, или же накладной вариант, такие устройства монтируют прямо на стену. После этого вентилятор следует подключить к электропитанию.

Чтобы улучшить функционирование такой вытяжки, можно снабдить вентилятор дополнительными модулями автоматического управления. Например, таймером, который будет включать и отключать устройство в определенное время.

Это позволит немного сократить расходы электроэнергии, а также обеспечить вентилирование гаража даже в отсутствие его владельца. Если в гараже уже имеется естественная вентиляция, но она работает недостаточно эффективно, оптимальным решением станет установка вытяжного вентилятора в уже готовый канал.

Если в зимний период естественное вентилирование осуществляется достаточно хорошо, то вентилятор можно использовать только летом.

Принудительное вентилирование предполагает установку и приточного, и вытяжного вентилятора в соответствующие отверстия. В обычных гаражах такие системы обычно не применяются, поскольку задача решается с помощью более простых вариантов: естественной или комбинированной системы.

Делать принудительную вентиляцию в гараже имеет смысл только в тех случаях, когда без нее просто не обойтись. Например, для гаража, расположенного под землей, принудительное вентилирование – единственный возможный вариант. Бывает, что в гараже планируется проводить лакокрасочные или другие работы, при которых хороший воздухообмен приобретает особое значение. Здесь принудительное вентилирование придется очень кстати.

Желающим обустроить гараж эффективной вытяжной системой, требующейся для отвода токсичных веществ, образующихся в ходе сварочных и покрасочных работ, полезно будет ознакомиться со следующей фото-подборкой. Она представляет процесс сооружения вытяжки с подвижным рукавом из гофрированной трубы:

Галерея изображений Фото из Этап 1: Оснащение вытяжных отверстий угловыми отводами Этап 2: Устройство проводки для вентилятора Этап 3: Крепление канального вентилятора Этап 4: Подготовка гофры к установке Этап 5: Прокладка воздуховода до вентилятора Этап 6: Установка кронштейна на потолок Этап 7: Крепление встречной детали кронштейна Этап 8: Устройство вытяжной воронки для воздуховода

Погреб и смотровая яма

Выше был рассмотрен вариант вентилирования обычного гаража. Если же внутри имеется подвал и/или смотровая яма, об этих объектах следует позаботиться отдельно. В случае с подвалом в обязательном порядке придется устроить отдельный вентиляционный канал. Это необходимо, поскольку внизу влаги скапливается гораздо больше, чем в верхней части помещения.

Схема вентилирования подвала, расположенного в гараже: приточную трубу следует опустить как можно ниже, а вытяжную трубу выводят высоко вверх

Если вентилирование отсутствует, эта влага будет проникать в гараж и нанесет вред хранящемуся в нем транспортному средству. Вентиляция, которая устроена в гараже, даже при использовании принудительных методов притока и удаления воздуха, обычно не может обеспечить достаточно интенсивный обмен воздушных масс.

Для эффективного вентилирования подвала следует сделать два отверстия: приточное и вытяжное. Рекомендуется обеспечить поступление воздуха в южной части погреба, а вывод воздушных потоков – с севера.

Приточную трубу обычно вводят в погреб через пол гаража и опускают как можно ниже. Вытяжку устраивают в противоположном углу, эту трубу через пол гаража выводят вверх и наружу. Как и при устройстве вентиляции в гараже, сечение отверстий для притока должно быть в два-три раза больше, чем размеры вытяжки.

Здесь представлен вариант организации естественного вентилирования гаража, в котором имеется подвал и смотровая яма, для которой сделаны отдельные вентиляционные каналы

Чем больше перепад высоты между краем подачи и вытяжки, тем более эффективным будет вентилирование погреба. Оптимальной считается разница в три метра или больше. Чтобы увеличить перепад, вертикальную часть вытяжной трубы, которая выведена на улицу, нужно просто сделать повыше. Здесь также можно установить дефлектор или защитный колпак.

Иногда установка приточной трубы по каким-то причинам не возможна. В таком случае рекомендуется оставлять люк немного приоткрытым, чтобы свежий воздух, поступающий в гараж, перемещался в подвал. Отсутствие притока свежего воздуха сделает бесполезными все усилия по организации эффективной вытяжки из погреба в гараже.

Если гараж отапливается, зимой на вытяжной трубе может появляться конденсированная влага. Чтобы предотвратить обледенение трубы устанавливают специальный стакан для конденсата.

Для неотапливаемого гаража эта мера не требуется. Продукты и предметы, которые хранятся в погребе, в зимнее время следует размещать не ближе, чем полуметре от приточного отверстия, иначе они могут промерзнуть.

Схема естественного вентилирования гаража со смотровой ямой: стрелками “а” обозначено движение потоков воздуха, “б” – расположение вентиляционных щелей для смотровой ямы

Смотровая яма – небольшой по объему объект, поэтому отдельное вентилирование для нее обычно не предусматривают. И все же стоит позаботиться о хорошем притоке воздуха. Для этого на той стороне смотровой ямы, которая обращена к приточному отверстию вентиляции гаража, нужно сделать щели примерно в 10-15 см. Можно приоткрыть подобным образом и две стороны ямы.

Со стороны вытяжки также нужно сделать такую щель, но она должна быть в два раза уже. Ради безопасности можно в некоторых местах прикрыть эти щели досками. Устанавливая автомобиль, нужно проследить, чтобы он не перекрывал вытяжную щель, поскольку это опасно для транспортного средства.

Правила и варианты устройства вентиляции в гараже для самостоятельных мастеров изложены в следующей статье.

Выводы и полезное видео по теме

Видео #1. Интересная и подробная информация по вентилированию помещения гаража изложена в этом ролике:

Видео #2. На этом видео продемонстрирована работа вытяжного канального вентилятора:

Видео #3. Здесь можно посмотреть опыт создания самодельной вытяжки для гаража, сделанной из подручных средств:

Организовать качественную вытяжку в гараже не так уж сложно. Нужно правильно выбрать систему и установить ее или же улучшить уже существующий вариант вентиляции. Это положительно скажется и на состоянии автомобиля, и на здоровье владельцев гаража.

Вентиляция гаража своими руками: обзор лучших вариантов обустройства системы воздухообмена

Недостаточная или неэффективная вентиляция гаража способствует образованию конденсата на агрегатах автомобиля. Выхлопные газы и испарения рабочих жидкостей делают гаражную атмосферу небезопасной для автовладельца.

Чтобы избежать перечисленных проблем, необходимо позаботиться о нормальной циркуляции воздухопотока. Тем более, что улучшение микроклимата в автомобильном боксе зачастую не требует особых инженерно-строительных навыков и значительных финансовых вливаний.

Мы подскажем вам, как рассчитать и сделать естественную вентиляцию гаража более эффективной, а также предложим альтернативные методы побуждения воздухообмена.

Особенности гаражной вентиляции

На заре автолюбительства машины нуждались в огороженном укрытии для выполнения текущего ремонта. Позже автомобили стали ценностью, требующей защиты от угона – надежного гаража с защищенным от проникновения периметром.

Опыт прежних поколений автовладельцев требует оберегать машину, хранить ее вгаражном боксе.

Но гараж хорош, если в нем имеется вентиляция. Заезжая на автостоянку после многокилометрового путешествия по дождливым и заснеженным трассам, автомобиль привозит с собой влагу. Помещение для машины традиционно невелико – влага быстро насыщает его атмосферу.

И если объем влажного воздуха в гараже не сменять 6 раз в час (лучше 10 раз), то авто непременно заржавеет.

Галерея изображений Фото из Обеспечение нормальных условий в гараже Вентиляция для исключения выпадения конденсата Поставка свежего воздуха в помещение Вентиляция в многоуровневых гаражах Приточные устройства естественной вентиляции Вентилятор на вытяжной трубе Вытяжная вентиляционная труба на улице Воздуховод приточного варианта системы

СНиП 21-02-99 устанавливает зимнюю температуру хранения машины в размере +5оС, если бокс отапливается. К слову, данный СНиП позволяет также не отапливать помещения гаража.

Комфортная для автовладельца температура (например, +15оС) в зимнем гараже «некомфортна» для машины из-за таяния наледи и снега, налипших на нее. Рациональнее придерживаться нормативных 5оС.

Норматив воздухообмена в гараже устанавливается по ОНТП 01-91 в объеме от 150 м3/ч на каждое машиноместо. Внешне задача несложная – определить диаметр воздуховодов, выставить один на приточку, второй на вытяжку и обновление атмосферы происходит.

Однако в условиях холодного климата России приточно-вытяжную систему в помещении закрытой автостоянки нужно проектировать пристальнее.

Для равномерной вентиляции гаражного помещения круглый год наиболее подходит комбинированная система. Она не зависит от погоды и температуры на улице

Условия работы и расчет естественной вентиляции

Чтобы построенная своими руками вентиляция в гараже работала, схема ее должна учитывать объем смены воздуха, сезонные перепады температур и розу ветров.

Естественная вентиляция автомобильного бокса прямо зависит от таких параметров:

  1. Температурной разности воздуха внутри помещения и вне его. Атмосфера гаража должна быть горячее и поэтому легче наружного воздуха. Тогда тяжелый и свежий воздух будет проникать в гараж через приточный воздуховод самотеком, стремясь заместить менее плотный объем внутренней атмосферы.
  2. Разности давления между вертикальными позициями притока и вытяжки. Необходим перепад более 3 м между приточным вводом и вытяжным выводом воздуха.
  3. Давления перемещающейся воздушной массы (ветра). С наветренной стороны гаража устанавливается повышенное давление, с подветренной – пониженное. Необходимо поместить приточный воздуховод на стороне преобладающего направления ветра.

Игнорирование перечисленных условий приведет к полной неэффективности естественной вытяжки. Поэтому зимой следует установить в автомобильном боксе более высокую температуру по отношению к улице и уменьшить воздухообмен, регулируя степень открытия воздуховодов.

Летом требуется открыть приточно-вытяжные воздуховоды полностью, делая ставку на розу ветров.

Расположение приточного воздухозаборника и вытяжной трубы относительно друг к друга обязано быть либо по длине бокса, либо по его диагонали

Основной параметр воздухообмена – его кратность, т.е. число полных смен объема атмосферы в гараже «уличным» воздухом.

Зная нормированную кратность приточно-вытяжного воздухообмена (6-10 раз) и внутренний объем автомобильного бокса, необходимо вычислить потребление воздуха за час:

L=n•Vг, где

  • L – расход воздуха за час, м3/ч;
  • n – числовое значение норматива по кратности воздухообмена;
  • Vг – воздушный объем гаража, м3.

Чтобы определить объем воздуха, вмещаемый гаражом, нужно перемножить его внутренние размеры ширины, длины и высоты.

Зная расход воздуха и его скорость, можно найти по этой диаграмме оптимальный диаметр круглого воздуховода для приточно-вытяжной системы гаража

Для подбора сечения воздуховодов приточки и вытяжки, полученное значение L следует округлить в сторону увеличения, добившись его кратности к 5.

Поэтому, полученное в нашем расчете значение расхода воздуха, необходимо увеличить до 455 м3, т.к. это число делится на 5 без остатка – 455:5=91.

Далее – смотрим изображение диаграммы диаметра воздуховодов и подбираем подходящий параметр.

Учитывая, что скорость воздуха в каналах естественной вентиляции составляет порядка 0,5-1 м/с, для рассчитанного выше «примерного» гаража необходимы круглые воздуховоды диаметром от 500 мм. Либо профилированные, с внутренним сечением от 450х500 мм.

Для улучшения воздушного притока можно установить на высоте до полуметра от пола гаража не трубу-воздуховод, а решетчатый воздухозаборник. Причем, его сечение должно быть вдвое-втрое большим, чем у вытяжной трубы. Вентиляция улучшится, но зимой автомобильный бокс промерзнет.

Необходимо оснастить приточную решетку и вытяжку сдвижными или съемными крышками, позволяющими уменьшать сечение воздухозаборника при потребности.

Обращаем внимание на последовательность частичного перекрытия вытяжного и приточного проемов – сначала приточка, затем вытяжка.

Чтобы выбрать подходящее сечение прямоугольного воздуховода, достаточно найти совпадающий с ним диаметр круглой трубы

При этом важно, чтобы сечение вытяжной трубы не оказалось больше сечения приточного воздухозаборника – произойдет опрокидывание тяги. Поэтому при частичном закрытии приточного воздуховода следует обязательно уменьшить сечение вытяжной трубы.

Вытяжной воздуховод необходимо выводить строго вертикально и, по меньшей мере, на 500 мм над плоскостью гаражной кровли.

Над двухскатной крышей вытяжку необходимо поднимать на высоту, соответствующую близости к ней кровельного конька (см. схему на изображении).

Если в гаражном помещении устраивается смотровая яма для проведения ремонтов и погреб для хранения продуктов, то для вентиляции подземных помещений потребуется монтаж отдельных воздуховодов приточки и вытяжки.

Таким образом, необходима самостоятельная труба на подаче воздуха в погреб и вторая, вертикальная – на вытяжку.

Простейшим вариантом организации вентиляции в гараже является установка стенового клапана, который кроме функции обеспечения воздухообмена может выполнять работу по подогреву и фильтрации потока

Способы улучшения естественного вентилирования

Не применяя механические инструменты усиления воздухообмена, добиться стабильного обновления атмосферы в помещении гаража можно двумя способами – нагревом вытяжной трубы и установкой на ней дефлектора.

Прогрев вытяжного канала

Прогретый воздух легче холодных воздушных масс, поступающих через приточный воздухозаборник. Стремясь к наивысшей точке, он выходит через вытяжной вентканал, заменяясь свежим воздухом снаружи – давление внутренней (в гараже) и внешней (на улице) атмосфер должно сравняться.

Выстраивая естественную вентиляцию в автобоксе, достаточно следовать рекомендациям данной схемы

Чтобы улучшить прогрев воздуха в верхнем слое атмосферы внутри холодного гаража, нужно выкрасить вытяжной канал черным. В итоге стенки воздуховода поглотят максимальное количество солнечной энергии и будут нагревать воздух внутри канала, побуждая его интенсивнее двигаться вверх.

Планируя естественную вентиляцию с учетом черного окраса, не следует осуществлять теплоизоляцию вентканала. Однако для метода «прогрев лампой накаливания» теплоизолировать вытяжной воздуховод крайне необходимо.

С осени в гараже становится холодно. Для автомобиля это не проблема, но для приточно-вытяжной вентиляции – очень плохо.

Если горячий двигатель первый час после заезда в бокс еще послужит источником тепла для воздуха, то спустя пару часов в неотапливаемом гараже установится температура, практически равная уличной. И естественная вентиляция перестанет действовать.

Ветровой поток обдувает дефлектор (схема а), воздух из канала вытяжки делится на несколько направлений (схема б). При этом возникают множественные зоны пониженного (-) и повышенного (+) давления

Сохранить воздухообмен и предотвратить обледенение вытяжного канала (в нем будет накапливаться конденсат) позволит обычная 40 ваттная лампа накаливания.

Достаточно подвесить ее патрон под проемом вертикального канала вытяжки и оставить включенной. Тепла, генерируемого лампой, хватит для движения воздуха на скорости 0,2-0,4 м/с.

Причем канал воздуховода обязательно нужно обернуть теплоизоляционным материалом и убедиться, что в утеплитель не поступает влага. Тепла от лампы накаливания немного, на полную длину вытяжной трубы его может не хватить и воздух быстро остынет.

Заметим, что применение люминесцентных или светодиодных ламп улучшению воздухообмена не способствует – они генерируют значительно меньше тепловой энергии. Пригодны только лампы накаливания.

Установка вентиляционного дефлектора

Это устройство способствует увеличению вытяжной тяги до 20% без применения каких-либо механических приспособлений – за счет образования зоны низкого давления у оголовья воздуховода.

Основываясь на законе Бернулли, дефлекторы меняют движение потоков воздуха благодаря своей конструкции (сечению).

Параметры элементов дефлектора ЦАГИ привязаны к диаметру вытяжного вентканала. Цифрами на схеме обозначены: оголовок вытяжки (1); стакан диффузора (2); внешний корпус (3); стойки колпака (4); колпак (5) (+)

Ветер вынужден огибать изогнутый корпус дефлектора, что приводит к образованию миниатюрных зон относительного вакуума, побуждающих массу воздуха в трубе двигаться вверх.

Конструктивно вентиляционный дефлектор (на примере проекта ЦАГИ) состоит из таких элементов:

  1. Диффузора (стакана), имеющего форму усеченной конической трубы. Узкой стороной он одевается на вытяжную трубу. Способствует установлению разницы воздушного давления и усилению тяги.
  2. Колпака (зонта), предохраняющего канал воздуховода от проникновения летучего мусора и атмосферных осадков.
  3. Внешнего корпуса, имеющего цилиндрическую форму. Создает зоны низкого давления путем рассечения ветрового потока.

Тип дефлектора ЦАГИ широко используется для усиления естественной тяги вентиляционных труб в России. Наряду с ним известны тарельчатые, флюгерные, Н-образные и ротационные дефлекторы.

Кстати, отечественные вытяжки естественной вентиляции особенно часто оборудуются дефлектором Григоровича.

Эффективность работы вытяжных дефлекторов любой конструкции прямо связана с атмосферными условиями, а именно – наличием ветра.

То есть, при сильном ветре это устройство развивает максимальную тягу в системе естественной вентиляции, а при безветрии совершенно не работает.

Определяющим моментом является близость конька кровли. Чем он ближе к трубе, тем выше ее следует поднять (+)

Дефлектор способен не только улучшить тягу, но и предотвратить «закупорку» вытяжной трубы при сильных ветрах, преодолеть которые слаботочная естественная вентиляция не в силах.

Кроме того оборудованный дефлекторным устройством вентиляционный комплекс наиболее защищен от опрокидывания тяги.

Обращаем внимание на потребность поднятия оголовья вытяжки, оснащенной дефлектором, над плоскостью крыши на полметра и более. Действуют также условия расположения в части близости кровельного конька, рассмотренные на схеме выше.

Комбинированная вентиляция автомобильного бокса

Преимуществом объединения естественной вентиляции с маломощной механической системой является гарантированное обновление атмосферы гаража при любой погоде.

Ни безветрие, ни летняя жара не ослабляют работоспособность такого приточно-вытяжного комплекса.

Схема комбинированной вентиляции схожа полностью с устройством системы естественного воздухообмена. Применяется то же расположение приточного и вытяжного воздуховодов, то же сечение воздушных труб и дефлектор на верхнем конце вытяжного канала.

Одна разница – установка в полость вытяжного воздуховода осевого или центробежного вентилятора.

Приточный воздух в гаражный подвал со смотровой ямой из общей вентиляционной системы не попадет — слишком низкий уровень. Требуется завести отдельную приточку и вытяжку в это помещение (+)

Мощность вентиляционной установки не должна превысить 100 Вт, этого достаточно. Встраивать вентилятор требуется в утепленный сегмент воздуховода, иначе в него поступит конденсат.

Для управления работой такого вентилятора пригодится электронный таймер, встроенный в переходник между электророзеткой и вилкой питания вытяжного устройства.

Держать вытяжной вентилятор длительно включенным невыгодно из-за его энергопотребления, да и необходимости в этом нет. К тому же зимой комбинированная вентиляция гаража окажется чересчур эффективна и сильно выстудит бокс.

Переходник с таймером позволит задать периодичность и длительность работы вентилятора в течение 24 часов и на несколько дней вперед.

Поместив электронный таймер между розеткой и вилкой питания вентилятора на вытяжке, можно контролировать циклы включения/отключения электромеханического элемента вытяжной системы

Отметим, что при выборе достаточно мощной центробежной установки для вентиляции может потребоваться более крупное сечение для вытяжного воздуховода. Напоминаем, что выбор сечения проводящей воздух трубы зависит от скорости воздушного потока.

При недостаточном внутреннем диаметре вытяжка будет громко шуметь и плохо тянуть воздух.

Обустройство механической вентсистемы

Ее главное преимущество в независимости от природных факторов. Основных недостатков два: зависимость от электроэнергии; достаточно высокая стоимость. Приток воздуха и удаление отработанного воздушного объема выполняют центробежные вентиляторы.

В автомобильных боксах устанавливаются следующие системы механической вентиляции:

  • Модульные. Приточно-вытяжной комплекс собирается из нескольких самостоятельных блоков, обеспечивающих закачку и подготовку приточного воздуха, а также отвод загрязненной атмосферы. Такие модули работают независимо, для их совместной работы необходимы управляющие датчики.
  • Моноблочные. Каждый такой блок является завершенным устройством механической вентиляции, он отвечает за приточку и вытяжку одновременно. Среди моноблочных вентиляционных устройств экономичными считаются модели, снабженные рекуперационными пластинами. Рекуперация позволяет минимизировать энергозатраты на обогрев приточного воздуха.

Моноблочную механическую вентиляцию проще установить, подготовив единственное отверстие в стене гаража. Однако снабжающий воздухом комплекс, укомплектованный из необходимых модулей, является более производительным.

Возможность построения комплекса с требуемыми “воздушными” характеристиками – преимущество модульного приточно-вытяжного комплекса (+)

Свежий воздух перед поступлением в воздуховоды фильтруется и, в холодный сезон, нагревается. Его подача в помещение гаража ведется по воздушным каналам через забранные решетками отверстия, проделанные в полу или в стенах практически вровень с полом, а также в стенках смотровой ямы.

Забор отработанного воздуха происходит через вытяжную трубу, в канал которой установлен вентилятор достаточной мощности.

В крупных автобоксах, рассчитанных на несколько машин, вытяжку эффективнее выполнять через воздуховоды и при помощи канальной вентиляционной установки.

Организация временной вентиляции

Если в гараже предполагается выполнять ремонтные работы с выполнением сварки и покраски металлических деталей, требуется серьезная вытяжка, которой необязательно пользоваться постоянно.

Как соорудить систему для временного использования? Давайте рассмотрим один весьма интересный вариант:

Галерея изображений Фото из Шаг 1: Установка угловых отводов на вентиляционные отверстия Шаг 2: Устройство проводки для подключения вентилятора Шаг 3: Установка канального вентилятора Шаг 4: Подготовка гофры для устройства воздуховодов Шаг 5: Подключение части воздуховода к вентилятору Шаг 6: Монтаж кронштейна для подвижного отрезка Шаг 7: Изготовление каркаса вытяжной воронки Шаг 8: Обертывание воронки фольгированным материалом

Техническую суть оригинальной инженерной задумки поможет оценить следующая фото-подборка:

Галерея изображений Фото из Воздуховод системы в собранном состоянии Крепление подвижной части воздуховода Воздуховод в собранном состоянии Подготовка к работе в смотровой яме

Представленное к рассмотрению решение позволяет ремонтировать автомобиль зимой, не открывая нараспашку ворота.

Мастер сможет трудиться в нормальных для него температурных условиях, не облачаясь в затрудняющую движения теплую робу. Вытяжка будет выводить вредные токсины в вентиляционное отверстие при закрытых дверях.

Эффективная система естественной вентиляции в реальном гараже с подвалом:

Как утеплить вытяжную трубу над гаражом, чтобы прекратить накопление конденсата и обмерзание:

Механические приточно-вытяжные системы применяются в отапливаемых гаражных помещениях. Для неотапливаемых автобоксов лучше подойдет комплекс естественной вентиляции. Подземные гаражи допустимо вентилировать только лишь средствами механической вентиляции, подключая контроллеры угарного газа.

Вентиляция в гараже своими руками

Чтобы сохранить свой автомобиль и защитить от внешних воздействий, мало загнать его в гараж. Конечно, эта постройка – прекрасный способ защитить его от воров и плохой погоды. Но иногда нахождение в ней может стать губительным для вашей машины, да и самому человеку нежелательно вдыхать пары бензина. Затхлый и грязный воздух, высокая влажность станут причинами коррозии металла, если в вашем гараже нет работоспособной вентиляционной системы. Поэтому многих владельцы автомобилей думают, как лучше сделать вентиляцию в гараже своими руками.

Для чего нужна вентиляция в гараже

Вентиляция в гараже, среди прочего, поможет избежать плесени и грибка

Опытные автолюбители, не задумываясь, скажут, что вентиляция в гараже должна быть обязательно. Неопровержимое доказательство их правоты – последствия влияния сырости на металл:

  • Появление и дальнейшее распространение грибка на деревянных частях гаража;
  • Порча продуктов, хранящихся в подвале;
  • Разрушение электроники и металла от воздействия влаги.

Если в гараже нет вентиляции, то в воздухе скапливаются токсичные вещества, которые могут стать причиной заболеваний. По нормам, полная замена внутреннего объёма воздуха гаража должна происходить 6–10 раз за сутки. А поступление свежего воздуха – 180 кубометров в течение одного часа.

Что должна делать вентиляционная система:

  1. Удалять из гаража влагу, которая проникает внутрь, стекая с загнанной машины.
  2. Удалять из помещения пары и газы, которые могут навредить человеческому здоровью.
  3. После езды во время снега или дождя подсушивать поверхность автомобиля.
  4. Предотвращать коррозию металла, а также развитие грибка на стенах помещения и изделиях из древесины.
  5. Просушивать подвал.

Виды вентиляции

Какой бы у вас ни был гараж, есть ли у него подвал или смотровая яма – вентиляция необходима обязательно.

Существует несколько видов вентиляции такого помещения.

Естественная вентиляция – самый бюджетный вариант

Свежий воздух в гараж поступает из-за разницы температур на улице и внутри помещения. Для естественной циркуляции воздуха необходимо предусмотреть 2 вентиляционных отверстия – приточное и вытяжное. Обновление воздуха поможет ускорить дефлектор, размещённый в вытяжном отверстии. Поблизости от этого устройства создаётся участок низкого давления, что позволяет быстро удалять воздух.

Воздушные потоки перемещаются благодаря обычным физическим законам:

  1. Разница в плотности холодного и нагретого воздуха.
  2. Воздействие потоков ветра.
  3. Перемещение воздушных масс в результате взаимодействия высокого и низкого давления.

При использовании естественной вентиляции не забывайте:

  1. В летнее время циркуляция воздуха заметно снижается.
  2. Из-за резкого изменения давления могут появляться сквозняки.
  3. Необходимо постоянно контролировать состояние вентиляционных отверстий и при необходимости их чистить.

Такая вентиляция в основном подойдёт тем, кто не хочет тратить много денег.

Принудительная вентиляция требует тщательного проектирования

Даёт возможность частично или полностью отказаться от дополнительного обогрева гаража, доводя температуру воздуха до 5 градусов тепла. Приточная часть содержит в своём составе фильтр, вентилятор и электрокалорифер. Воздух удаляется из помещения с помощью осевого или канального вентилятора, который установлен в воздуховоде. Перед поступлением воздуха в помещение он проходит фильтр и подогревается калорифером. Удаление отработанного воздуха производится при работе канальных вентиляторов.

Принудительный воздухообмен во время проектирования требует правильных расчётов по точному определению необходимому сечению воздуховода, мощности вентилятора и других рабочих параметров. Чаще всего создают вентиляционные каналы сечением 160-180 мм. Для такой конструкции важно правильно поместить отверстия в разных концах помещения по диагонали.

Комбинированная вентиляция отличается от естественной наличием дополнительного оборудования

Разновидность естественной вентиляции, она отличается только удалением отработанного воздуха – процесс происходит с помощью дополнительного оборудования. При этом способе на вытяжном отверстии ставят электровентилятор. Способ проветривания независим от изменений природы и требует меньших затрат, чем принудительная вентиляция. Минус этого метода в том, что поток воздуха не очищается и не подогревается, а за вентиляционными каналами нужно постоянно следить и очищать их от грязи и наледи.

Приточная вентиляция не удаляет отработанный воздух, а обновляет его

В этом названии слово «приточно» сообщает, что основная функция вентиляции заключается не в удалении отработанного воздуха, а только в обновлении его объёма с помощью закачки свежего.

Конструкция такой вентиляции выставляет собственные требования:

  • Вентиляционные выходы, в отличие от вытяжной системы, должны находиться невысоко, в идеале – максимум на высоте 30-50 см от пола.
  • Выходы в этой системе нужно делать в 2 раза шире, чем при устройстве вытяжной вентиляции.
  • Каналы нужно размещать так, чтобы потоки ветра почаще задували в них. Поступление свежего воздуха в помещение удобней всего организовать, установив внизу ворот решётку. Если у вас длинный гараж, то лучше всего разместить вентиляционные каналы в длинной стене по центру гаража.

В стене в подходящем месте проделывают отверстия, а в них устанавливают гофрированные трубы. Учтите, что для хорошей производительности такой системы необходимо создать максимальную разность высот между каналами, для этого придётся найти длинную трубу. Но при низкой кровле гаража можно сделать гофрированную трубу выше, удлинив её пластиковой трубой. В результате мы сможет получить необходимую разность высоты.

Требования

В СНиП говорится, что свежий воздух должен подаваться внутрь гаража в количестве 180 л/час. В соответствии с требованиями, указанными в документе СНиП 21-02*99, любые хозяйственные строения (в том числе гаража) должны быть оборудованы подходящими вентиляционными коммуникациями.

Невзирая на сложность конструкции, вентиляция должна быть как в обогреваемом, так и в неотапливаемом гараже. В соответствии с нормативами, поступающий объём чистого воздуха должен в течение суток 6-10 раз обновлять весь внутренний объём помещения.

Нюансы проведения вентиляции в зависимости от типа гаража

Перед проведением вентиляции нужно учесть ряд нюансов

Естественная вентиляция производит замену воздушных масс благодаря отличию температуры на улице и внутри гаража. Для эффективного перемещения воздуха необходимо сделать 2 вентиляционных отверстия. Лучше, если вентиляция предусмотрена до постройки несущих конструкций.

Чтобы гараж хорошо проветривался, нужно следовать таким правилам:

  1. Приточное отверстие должно находиться не ниже 10 см над поверхностью пола. Чтобы в него не проникал мусор и пыль, отверстие закрывают сеткой. Для защиты от снега в зимний период воздуховод на улице размещают не ниже 30 см от грунта.
  2. Вытяжное отверстие размещают в верхнем углу напротив приточного отверстия (желательно по диагонали или как можно дальше от притока), в 10 см от перекрытия. Трубу для удаления воздуха выводят на 50 см выше уровня кровли, защищают сверху «грибком».
  3. В качестве приточных отверстий в ворота встраивают решётки. В этом случае эффективный воздухообмен возможен, только если размер установленных решёток будет в 2-3 раза превышать сечение требуемой вытяжной трубы.
  4. Удаление грязного воздуха будет проходить лучше, если установить дефлектор. Он создаёт участок с низким давлением. Чтобы на дефлекторе не появлялся конденсат, его нужно хорошо утеплить.

Такая вентиляция для гаража хороша тем, что на неё не нужно тратить много денег. Из минусов нужно упомянуть, что из-за нестабильной погоды (изменения давления, температуры и силы воздушных потоков) не получится полностью контролировать качество воздухообмена.

В зависимости от материала

В гараже из металла на стенках всегда появляется конденсат, а в зимний период на кровле образуется наледь, повреждающая покрытие. С конденсатом нужно обязательно бороться, ведь высокая влажность становится причиной коррозии металла и, как результат, быстрого износа автомобиля.

В гараже конденсат возникает из-за двух факторов:

  • Отсутствие вентиляции или ошибки в её конструкции.
  • Отсутствие обогрева помещения или плохое утепление.

Предотвратить появление конденсата можно и самому, необходимо только сделать хорошую вентиляцию и надёжно утеплить гараж. Если есть вентиляция и работает она как нужно, но конденсат появляется, то нужно подумать о чистке её каналов – возможно, они забыты мусором. Со временем вентиляция загрязняется маслянистыми отложениями и пылью, которые могут повредить здоровью человека.

Рекомендация! Трубы отопления в гараже лучше расположить сразу над поверхностью пола у стен. Нагретый воздух стремится вверх, полностью прогревая помещение и вытесняя холодный воздух. А он будет удаляться из помещения с помощью труб вентиляции, расположенным по углам гаража.

С подвалом

Использование подвала для хранения консервированных продуктов и овощей допустимо только при правильной работе вентиляционной системы. В подвале применимы практически все вентиляционные системы. Но обычно для такой площади хватает естественного проветривания, для изготовления которого используют канализационные пластиковые трубы.

При планировании конструкции нужно учесть:

  • Вентиляционная система погреба должна быть сделана с минимальным числом изгибов и поворотов труб.
  • Вытяжную трубу нужно хорошо утеплить, чтобы предотвратить возникновение конденсата.
  • Нельзя изменять диаметр труб на каком-либо участке.
  • Наружные входы вентиляции необходимо защищать специальными колпаками для защиты от осадков.

Создавая вентиляцию в подвале, нужно размещать вытяжную трубу под потолком подвала и выводить её на крышу гаража, а приточную – на 0.5 метра выше пола.

С ямой

Если в вашем гараже есть смотровая яма, то желательно её проветривать отдельно от остального объёма гаража. Здесь часто скапливается конденсат и, как результат, на стенах появляются грибок, плесень и даже насекомые.

Чтобы проветрить яму, хватит естественной циркуляции воздуха. Сделать это несложно. По краям настила оставляют зазоры (шириной примерно 10-15 см). Там, где будет поступать свежий воздух, можно вдвое увеличить щель, что позволит заметно усилить тягу. Нужно не забывать, что ставить автомобиль над ямой при открытом зазоре нежелательно.

Расчёт

Схема вентиляции гаража

До начала работ по монтажу вентиляции нужно рассчитать необходимый диаметр вентиляционных каналов. Это делают двумя способами:

  • По формуле на 1 м2 площади всего гаража необходимо принимать по 15 мм диаметра трубы. К примеру, для площади 10 м2 необходимо использовать трубу сечением 150 мм.
  • Сумма сечения всех отверстий = 0,3% площади гаража. Это формулу в основном используют при создании одноканальной механической вентиляционной системы.

Согласно требованиям СНиП, в постройку, где есть место для одной легковой машины, необходимо поставлять 180 м3 воздуха/час, за границей этот показатель вдвое выше.

Теперь несколько слов об особенностях расчёта естественной вентиляции. Достаточный природный поток свежего воздуха в гараж возможен, только если установить 2 вентиляционные трубы – приточную и вытяжную. Специальных знаний для расчётов не нужно, главное – выполнять элементарные правила:

  • Приточное отверстие размещают с наветренной стороны гаража, примерно в 10 см от поверхности пола, вытяжное – ниже потолка на 10 см. Они должны находиться в противоположных углах помещения.
  • Воздуховод устанавливается выше крыши на 30-50 см. Его защищают сеткой от насекомых и грибком от дождя и снега.

Если по расчётам у вас требуется вентиляционный канал слишком большого диаметра, то намного грамотнее использовать трубы меньшего размера, но установив 2-3 штуки.

Инструменты и материалы

Чтобы сделать работу быстро, подготовьте заранее нужные материалы и инструменты:

  • Мощный перфоратор;
  • Угловая шлифмашинка;
  • Теплоизолирующий материал и герметик;
  • Решётки для защиты выходов каналов от грязи;
  • Трубы из пластмассы или металла необходимого диаметра.

Кроме того, в зависимости от конструкции, возможно, потребуются вентиляторы:

  1. Вытяжные канальные устройства – удобны в работе и доступны. Встроенные регуляторы позволяют менять интенсивность замены воздуха. Оптимальный диаметр – около 160 мм. Но дешевле и проще использовать изделия диаметром 120 мм.
  2. Центробежные – лучше всего работают на вытяжку, но их сложней монтировать. Используют в основном в гаражах, где красят машины.
  3. Вихревые – наиболее подходящие агрегаты для удаления дыма от сварки.

Для обычного гаража самый практичный вариант – вытяжной канальный вентилятор. Это устройство стоит недорого и хорошо выполняет своё предназначение.

Пошаговая инструкция по прокладке вентиляции

Рассмотрим процесс на примере естественной вентиляции

Сложнее всего в гараже сделать естественную вентиляцию погреба, поэтому в качества примера лучше рассмотреть создание такой системы. Она основывается на правильной установке вытяжной и приточной трубы на требуемой высоте. По приточной трубе свежий воздух поступает в помещение с улицы, а для удаления отработанного служит вытяжная.

Нежелательно отступать от расчётов – так вы сможете обеспечить максимальную производительность системы.

Для изготовления воздуховодов лучше всего использовать оцинкованные или асбестовые трубы подходящего размера.

Сквозная труба может монтироваться двумя способами:

  1. Сквозным – проводят вентиляционную трубу через пол гаража и после этого выводят ее наружу сквозь кровлю.
  2. Настенным – вытяжную трубу заделывают в стену погреба и выводят за границы постройки.

Благодаря этому достигается разница в температурах внутри гаража и на улице, что позволяет обновляться воздуху естественным способом. Для усиления тяги на трубе крепят дефлектор, дополнительно он защищают трубу от проникновения пыли и мусора.

Для устройства вентиляции можно взять асбестовые трубы – часто используют жестяные и пластиковые изделия. Самыми долговечными и практичными являются пластиковые трубы. Они хороши тем что:

  • Служат очень долго;
  • Хорошо выдерживают механические воздействия;
  • Хорошо противостоят воздействию агрессивной среды;
  • Их легко обрабатывать, такие изделия весят очень мало;
  • Поверхность труб скользкая, на ней почти не задерживаются любые загрязнения.

По этой причине изготовление вентиляционных каналов из недорогих и практичных труб из пластика наиболее удобно и доступно.

При изготовлении вентиляционной системы владельцу гаража нет необходимости капитально перестраивать всю конструкцию. Вся работа состоит в том, чтобы купить комплект подходящих по диаметру труб и установить их в нужных местах строения. Отверстия в стенах делают с помощью перфоратора. После того как будут закреплены трубы, отверстия необходимо хорошо заделать.

Чтобы у вас получилась полнофункциональная вентиляционная система, разница высот между приточной и вытяжной трубой должна быть не меньше 3 метров. Только в этом случае возможен качественный воздухообмен. Часть трубы, выходящая на улицу, обязательно должна быть утеплена. На приточном и вытяжном отверстии желательно установить затворки, которые позволят без проблем регулировать силу потока воздуха в зимний период.

В смотровой яме или в подвале желательно сделать принудительную вентиляцию. Для её изготовления придется купить подходящие вентиляторы. Без них в тёплый период очень сложно создать надёжный воздухообмен, ведь при естественной вентиляции он на 100% зависит от перепадов температур.

Видео: Как сделать вентиляцию в гараже

Выбор способа создания вентиляции в гараже нужно делать, принимая в расчёт особенности строения и предназначения помещения. Иногда необходимо организовать особые режимы влажности или температуры, на некоторое время (для удаления дыма) может потребоваться усиленная вентиляция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *